Рассказ по картине Ф. Красицкого «Гость из Запорожья»

Рассказ по картине Ф.Красицкого "Гость из Запорожья"

    Конечно, это не значит, что в искусстве народов России не было прогрессивных, подлинно демократических устремлений. Напротив реалистическое искусство продолжало существовать, развиваться, завоевывало новые рубежи, оставаясь верным истинно народным интересам. Трудности не останавливали художников перед решением задач, поставленных временем. Со всей очевидностью в этом можно убедиться хотя бы на развитии сатирической графики, характер которой свидетельствует об исключительном единстве общественно-политических интересов прогрессивных художников различных национальностей. С революционным движением на Украине связано возникновение художественно-сатирических журналов «Звон» (1905) и «Шершень» (1906), в которых помещались политические рисунки и карикатуры П. А. Нилуса, А. Г. Сластиона, Ф. С. Красицкого, В. X. Заузе. События 1905 года, участники их нашли отражение в станковых живописных работах Ю. Р. Бер-шадского («Революционерка», 1905) и П. Г. Волокидина («Портрет рабочего», 1906).

    Однако было бы ошибочно видеть в подобных явлениях только положительные тенденции. Процесс дальнейшего развития реалистического демократического искусства и формирования национальных художественных школ носил во многом более сложный и противоречивый характер. Укрепившаяся у власти буржуазия стремилась овладеть всеми средствами идейной пропаганды в своих интересах, утвердить свои взгляды во всех сферах человеческой деятельности. Организация в Эстонии первых художественных выставок и художественного общества (1907), Эстонского народного музея в Тарту (1909), Таллинского художественно-промышленного училища (1914) создавала, с одной стороны, реальные предпосылки для подъема эстонской культуры. С другой стороны, объединение художников вокруг литературной группировки «Ноор-Ээсти» («Молодая Эстония»), очень противоречивой по своей эстетической программе, создавало почву для проникновения различных декадентских и стилизаторских тенденций.

    Так, на Украине устраиваются не только ежегодные выставки в Киеве, Одессе, Харькове, но и особые народные выставки для сел и местечек Киевщины, Подо-лии, Бессарабии. В Минске в 1899 г. открылась большая выставка, на которой представили работы крупнейшие русские художники-передвижники, а с 1902 г. было положено начало ежегодным художественным выставкам, экспонентами которых были участники местного общества любителей искусства, основанного в Минске в 1894 г. Выставки приезжих русских и кавказских художников (с 1911 по 1914 г.) в Баку (Бакинское художественное общество было создано в 1912 г.) стали своего рода проводниками станковых форм изобразительного искусства, что не преминуло сказаться на дальнейшей! развитии реалистического азербайджанского искусства.

     

  • В истории искусства Украины и Белоруссии, народов Прибалтики и Закавказья в 90-х гг. 19 в. и в начале 1900-х гг. можно проследить те же основные черты, что и в русском искусстве. Борьба передовых прогрессивных сил с реакционными антинародными течениями определяет и здесь закономерности развития искусства. Вместе с революционно настроенной демократической русской интеллигенцией выступает плеяда живописцев, графиков, скульпторов так называемых национальных окраин Российской империи, которые в разной мере отразили в своем творчестве характерные явления этого сложного, во многом противоречивого этапа отечественной истории. Подъем национально-освободительного движения, связанный с подготовкой революции 1905 года, вызвал к жизни новые по своей общественной значимости явления в изобразительном искусстве. Художественная жизнь в этот период чрезвычайно активизируется. Искусство развивается одновременно как бы вширь и вглубь: оно вовлекает в сферу своего влияния все более и более широкие слои населения и приобщает значительную часть художников к остросоциальным проблемам времени. Неизмеримо возросшее количество местных художественных выставок, объединений художников, различного рода культурно-просветительных обществ и специальных учебных заведений не могло не способствовать более интенсивному формированию национальных художественных кадров.

    Аналогичную картину можно наблюдать и в художественной жизни народов Прибалтики при всех ее особенностях и локальных отличиях. Здесь в обстановке быстрого развития капитализма, обострения классовой борьбы и нарастающего революционного движения царское правительство вынуждено было пойти на ряд уступок. Например, разрешение литовской печати, деятельности культурно-просве-тительныых обществ, в частности Литовского художественного общества (основанного в 1907 г.), стремившегося объединить художественные силы нации путем устройства выставок, публикации материалов народного творчества, материальной поддержки молодых художников, — все это безусловно благоприятствовало общему росту литовской культуры.